Установление договорной цены являются завершающим этапом в определении стоимости строительства.
Согласованная и принятая инвестором и подрядчиком сметная стоимость вида работ, объекта или их комплексов получает
правовой статус договорной цены. В отечественной практике эта цена еще называется свободной.
Формирование договорной цены осуществляется на первой стадии инвестиционного цикла,
при подготовке к заключению договора на строительный подряд. Заказчик уже имеет
проектно-сметную документацию и согласие подрядчика как исполнителя строительства.
Подрядчик готовит калькуляции издержек производства и сметы стоимости предстоящего строительства,
исходя из реальных условий закупки материальных ресурсов и найма работников, состояния рынка и т.п.
При определении рыночных цен по сметам могут применяться различные методы: ресурсный,
ресурсно-индексный, базисно-компенсационный, базисно-индексный, на основе исторических данных
о ранее построенных объектах.
Стороны договорного процесса имеют право свободного выбора метода определения стоимости объекта.
Во всех случаях предпочтение отдается более оптимальной сметной нормативной базе и ресурсному методу
определения стоимости строительства.
Порядок формирования свободных (договорных) цен
Письмо Госстроя РФ от 29.12.1993 N 12-349 (ред. от 25.04.1996) "О Порядке определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений". Основные тезисы.
Исходя из общей экономической политики Российской Федерации, а также
ценовых соотношений, отражающих спрос и предложения на рынке инвестиций,
основным направлением ценовой политики в
строительстве становится дальнейшее расширение сферы применения свободных (договорных) цен на строительную продукцию.
Формирование этих цен осуществляется как инвестором (заказчиком), так и подрядчиком на равноправной основе. Более
широкое применение таких цен создает условия, при которых они наилучшим образом выполняют свои функции в рыночном
регулировании.
Основным методом экономической оптимизации цены строительной продукции в новых условиях являются подрядные торги.
На основе прогнозного уровня стоимости, заказчики и
подрядчики формируют свободные (договорные) цены на строительную продукцию. Эти цены могут быть открытыми, т.е.
уточняемыми в соответствии с условиями договора в ходе строительства, или твердыми,
реальное применение которых будет возможным в перспективе, по мере стабилизации рынка.
Подготовка обоснования договорной цены на строительство является обязанностью подрядчика.
При проведении тендерных торгов договорная цена устанавливается после оценки и
сопоставления предложений, предъявленных подрядчиками, а если торги не проводятся - на основании
согласования ее между заказчиком и генподрядчиком.
В результате совместного решения оформляется протокол согласования договорной цены,
который становится неотъемлемой частью договора подряда. Рекомендуемая форма этого документа
приведена ниже.
Договорные цены на строительство рекомендуется формировать по стройкам в целом с распределением по
объектам и комплексам/наборам субподрядных работ.
После установления договорной цены на строительство и получения сводного сметного расчета стоимости строительства,
сметные документы подлежат уточнению заказчиком и служат в качестве документации, определяющей общий размер
средств, необходимых для осуществления стройки.
Сумма НДС приводится отдельной строкой также за итогом договорной цены.
Методы расчета цены
Метод "издержки плюс фиксированная прибыль" - простой и распространенный метод. Величина наценки,
может быть стандартной или дифференцироваться по видам работ, по стоимости единицы изделия, что позволяет
учесть особенности спроса и конкуренции и определить и оптимальную цену.
Подрядчки хорошо знают свои издержки, и нет необходимости пересматривать цены вслед за колебаниями спроса.
Данный метод считается справедливым по отношению и к подрядчику, и к заказчику, он уменьшает
негативные последствия от ценовой конкуренции.
Метод, ориентированный на спрос. Цена устанавливается подрядчиком из расчета желаемого объема прибыли и спроса, формирующегося при установленном уровне цен.
Метод, ориентированный на конкурентов. Подрядная фирма отталкивается от цен конкурентов.
Цена назначается с учетом сложившегося уровня текущих цен, меньше внимания обращается на показатели собственных издержек или
спрос. На высококонкурентных рынках обычно у подрядчика не выбора.
Метод "пробных продаж".
Достаточно эффективным способом оценки спроса являются пробные предложения реализации продукции.
Этот метод используется в тех случаях, когда мало информации о рынке.
Наш набор форм позволяет вывести простую и понятную смету из любого файла в формате ГРАНД-Сметы.
Подробнее