Как учесть перебазирование машин и механизмов? Ольга Петровна сказала, что ее учитывают не в каждом механизме в сметном расчете.
Что такое перебазирование?
Перебазирование (перебазировка) – перемещение машин со стройплощадки (базы механизации) на другую стройплощадку (базу механизации).
В Перебазирование машин входит:
- Монтаж
- ПНР
- Демонтаж
- Транспортировка
- Погрузка и разгрузка
Перебазирование учтено в стоимости одного машино-часа:
Стоимость одного машино-часа (п.4 МДС 81-3.99):
Смаш. = А + Р + Б + З + Э + С + Г + П,
где
- Смаш – стоимость одного машиночаса, включаем в смету;
- А - амортизационные отчисления на полное восстановление;
- Р - затраты на выполнение всех видов ремонта, диагностирование и техническое обслуживание;
- Б - затраты на замену быстроизнашивающихся частей;
- З - оплата труда рабочих, управляющих машиной (машинистов, водителей);
- Э - затраты на энергоносители;
- С - затраты на смазочные материалы;
- Г - затраты на гидравлическую и охлаждающую жидкость;
- П - затраты на перебазировку машин с одной строительной площадки (базы механизации) на другую строительную площадку (базу механизации), включая монтаж машин с выполнением пуско - наладочных операций, демонтаж, транспортировку с погрузочно - разгрузочными операциями.
В МДС-35 про перебазировку (методика отменена с 5.10.2020г)
Учитываются дополнительно перебазирование:
при разработке нормативов на перебазирование машин, на которые эти нормативы отсутствуют в Сборнике сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств
при разработке индивидуальных сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин.
В расчете важны:
- способ перебазирования - своим ходом, на буксире, на трейлере (с демонтажом и без демонтажа машины);
- расстояние (время) перебазирования, включая затраты на монтаж, демонтаж, погрузку, разгрузку и перевозку машины;
- состав автотранспортных средств - количество и марка тягачей, прицепов, машин сопровождения;
- вид и типоразмерная группа крана, применяемого на монтаже, демонтаже, погрузке и разгрузке машины;
- количественный и квалификационный состав звена рабочих, занятых на работах по перебазированию машин, без учета машиниста машины, подлежащей перебазированию.
Когда фактические затраты на перебазировку строительных машин отличаются от нормативных показателей, приводимых в указанном Сборнике, более чем на 10 процентов, нормативные показатели корректируются в локальных сметах отдельной строкой. (МДС-35 прил.3 п.6)
В новой методике про перебазировку
Стоимость перебазировки можно дополнительно учесть для некоторых машин. Это машины по которым перебазировка не учтена в стоимости 1 маш-часа. Необходимость перебазировки должна быть обоснована проектной или иной технической документацией. Перебазировка учитывается нормативами, которые включены в ФРСН (архив ФРСН за 2020г).
В локальных сметных расчетах (сметах) дополнительно учитывается сметная стоимость перебазировки машин с базы механизации на строительную площадку и обратно со строительной площадки на базу механизации, для машин, по которым данные затраты не включены в сметную цену эксплуатации машин и механизмов, но обоснованы проектной и (или) иной технической документацией. Указанные затраты определяются на основании расчета, выполненного в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН (п.64 новой методики)
В каких случаях учитывать дополнительную перебазировку?
МДС 81-3.99 – регламентирует, как рассчитывать стоимость одного машино-часа.
Перечень машин, затраты на перебазировку которых учитываются в сметах отдельной строкой (Приложение 6 МДС 81-3.99):
- базы трубосварочные, полевые, полустационарные;
- бульдозеры мощностью двигателя 400 л.с. (294 кВт) и более;
- комплекты асфальто- и бетоноукладочные;
- конвейеры ленточные: забойные, передаточные, отвальные;
- копры универсальные;
- краны: башенные, консольно - шлюзовые, на гусеничном ходу, на пневмоколесном ходу, для возведения оболочек градирен;
- машины для тоннелепроходческих работ (щиты, щитовые механизированные комплексы, блоко- и тюбингоукладчики и др.);
- машины и оборудование для судовозных путей, слипов и стапелей;
- машины и оборудование для горно - вскрышных работ (большегрузные автомобили - самосвалы);
- отвало - образователи;
- перегружатели;
- подъемники грузовые и грузопассажирские;
- скреперы колесные с ковшом вместимостью более 15 м3;
- снаряды землесосные и гидромониторно - эжекторные;
- тепловозы;
- трубоукладчики грузоподъемностью 50 т и более;
- установки асфальтобетонные производительностью 50 т/ч и более;
- экскаваторы вскрышные электрические: карьерные, шагающие, роторные;
- электровозы
Как рассчитать перебазировку?
Виды перебазировки (п.4.8. МДС 81-3.99):
- своим ходом,
- на буксире,
- на прицепе без демонтажа,
- на прицепе с демонтажом и последующим монтажом.
Перебазировка своим ходом
В перебазировке занята машина, подлежащая перебазировке (кран на автомобильном ходу, автогудронатор, автобетононасос и т.п.)
(Зп + Этр + С) x В
Псм = --------------------
Тп
где
- Зп - оплата труда машиниста перебазируемой машины данной типоразмерной группы, руб./маш.-ч;
- Этр - затраты на энергоноситель при работе машины в транспортном режиме, руб./маш.-ч.
Показатель (Этр) определяется по формуле:
Нл x Дэ x Гп x (Цэ + Зд.э)
Этр = --------------------------------
Т
где
- Нл - среднегодовая линейная норма расхода энергоносителя для машины данной типоразмерной группы (марки машины), л/100 км пробега; принимается (в порядке очередности применения): по паспортным данным, по установленным нормативам, или, при их отсутствии, - по среднему, фактически сложившемуся расходу;
- Дэ - плотность энергоносителя данного вида, кг/л;
- Гп - годовой пробег строительной машины данной типоразмерной группы, 100 км/год;
- Цэ - цена приобретения энергоносителя данного вида (бензина или дизельного топлива), руб./кг;
- Зд.э - затраты на доставку энергоносителя данного вида до заправляемой машины, руб./кг;
- Т - годовой режим работы перебазируемой машины, маш.-ч/год;
- С - затраты на смазочные материалы, руб./маш.-ч;
- В - время перебазирования машины, маш.-ч/день (сутки). Данный показатель отражает затраты времени на перемещение машины с базы механизации на строительную площадку и со строительной площадки на базу механизации;
- Тп - время работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч.
Для машин, которые перемещаются своим ходом, этот показатель ограничивается рамками одного дня (суток) и определяется по формуле:
Тп = Крс x Кс,
где
- Крс - нормативная продолжительность рабочей смены, маш.-ч/смена;
- Кс - коэффициент сменности работы машины, смена/день (сутки).
Перебазировка на буксире
(передвижная компрессорная станция, передвижная электростанция, кран на пневмоколесном ходу и т.п.), с использованием тягача и, в случае необходимости, машины сопровождения (Пб) определяются по формуле:
(Рт + Рмс + Зп) x В
Пб = -----------------------
Т
где
- Рт - сметная расценка на эксплуатацию тягача, руб./маш.-ч;
- Рмс - сметная расценка на эксплуатацию машины сопровождения, руб./маш.-ч;
- Зп - оплата труда машиниста перебазируемой машины, руб./маш.-ч (см. раздел 4.4);
- В - время перебазировки машины, маш.-ч;
Тп - время работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч; ограничивается временными рамками периода между двумя перебазировками строительной машины и определяется по формуле:
Тп = Т : Кпер.,
где
- Т - годовой режим работы перебазируемой машины, маш.-ч/год;
- Кпер. - количество перебазировок машин данной типоразмерной группы в год, раз/год. Принимается по фактически сложившейся частоте перебазировок.
Перебазировка строительной машины на прицепе без демонтажа
Перебазировка на прицепе (полуприцепе, прицепе - тяжеловесе и т.п.) без ее демонтажа и последующего монтажа, с погрузкой на прицеп своим ходом или с помощью лебедки (или иного приспособления, оборудованного на транспортном средстве) (Пт):
(Рг + Рмс + Рпр + Зп) x В
Пт = -------------------------, (34)
Тп
где
- Рт - сметная расценка на эксплуатацию тягача, руб./маш.-ч;
- Рмс - сметная расценка на эксплуатацию машины сопровождения, руб./маш.-ч;
- Рпр - сметная расценка на эксплуатацию прицепа (полуприцепа, прицепа - тяжеловеса), руб./маш.-ч;
- Зп - оплата труда машиниста (машинистов) перебазируемой машины, руб./маш.-ч (см. раздел 4.4);
- В - время перебазировки машины, маш.-ч, принимается по средней фактически сложившейся продолжительности перебазировок;
- Тп - время работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч, ограничивается временными рамками периода между двумя перебазировками строительной машины
Применение данного варианта предусматривает использование в перебазировке: машины, подлежащей перебазировке (бульдозеры, трубоукладчики, экскаваторы на гусеничном ходу и т.п.), тягача, прицепа (полуприцепа, прицепа - тяжеловеса и т.п.) и автомобиля сопровождения.
Перебазировка строительной машины на прицепе с демонтажем
Перебазировку строительной машины на прицепе (полуприцепе, прицепе - тяжеловесе и т.п.) с ее демонтажом и последующим монтажом, с погрузкой (и последующей разгрузкой) на транспортное средство с применением погрузо - разгрузочного оборудования (как правило, кранов на автомобильном ходу или кранов на спецшасси автомобильного типа) (Пк) определяются по формуле:
(Рт + Рмс + Рпр) x Втр + Ркр x Вкр + Ззв x Взв
Пк = -------------------------------------------------------------
Тп
где
- Рт - сметная расценка на эксплуатацию тягача, руб./маш.-ч;
- Рмс - сметная расценка на эксплуатацию машины сопровождения, руб./маш.-ч;
- Рпр - сметная расценка на эксплуатацию прицепа (полуприцепа, прицепа - тяжеловеса), руб./маш.-ч;
- Втр - время эксплуатации транспортных средств, обеспечивающих перебазировку строительной машины данной типоразмерной группы, маш.-ч. Этот показатель отражает затраты времени на погрузку, перемещение и разгрузку машины;
- Ркр - сметная расценка на эксплуатацию погрузо - разгрузочного оборудования, руб./маш.-ч;
- Вкр - время эксплуатации погрузо - разгрузочного оборудования в процессе монтажа, демонтажа и перевозки строительной машины, маш.-ч;
- Ззв - оплата труда звена рабочих, занятых на монтаже, демонтаже и перевозке строительной машины, включая ее машиниста (машинистов), руб./маш.-ч;
- Взв - календарное время работы звена рабочих по перебазировке (монтажу, демонтажу и перевозке) машины данной типоразмерной группы, маш.-ч;
- Тп - время работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч; ограничивается временными рамками периода между двумя перебазировками строительной машины
Применение данного варианта предусматривает участие в перебазировке машин, подлежащих перебазировке (краны башенные, краны на гусеничном ходу, сваебойная техника и т.п.), погрузо - разгрузочного оборудования, тягача, прицепа (полуприцепа, прицепа - тяжеловеса и т.п.) и автомобиля сопровождения.
Что еще учесть?
В стоимости перебазировки учитываются накладные расходы и сметная прибыль организации, осуществляющей перебазировку, исчисляемые от ФОТ рабочих, участвующих в перебазировке.
Норматив накладных расходов и сметной прибыли разрабатывается каждой организацией на основе данных бухгалтерского учета за год и утверждается в установленном порядке.
Подведем итог для расчета перебазировки:
1) Проверить, входит ли перебазировка вашего механизма в стоимость 1 машино-часа;
2) Уточнить способ перебазирования;
3) Составить расчет на перебазирование;
4) Не забыть начислить НР и СП;
Еще больше статей читайте в Базе знаний
Действующий сметчик, сметный блогер
Диляра Сайфутдинова